С вакансиями и резюме бренд-менеджера можете ознакомиться у нас на сайте: |
Эта престижная и ответственная профессия пришла к нам в начале 90-х — вместе с волной западной культуры, бизнес-реалиями и фирмами, позиционирующими свои товары как бренды. Продюсер товаров и услуг, который превращает обычные товары в звезды, оставаясь в тени — это бренд-менеджер.
Любому товару нужна реклама. Независимо от цены, страновой принадлежности и необходимости в нашей жизни, – так уж сложилось, что за бренды люди платят охотнее, чем за их «небрендовые» аналоги. Согласитесь: разве есть принципиальные отличия, например, у «Pepsi» и «Coca-Cola», у футболки от «Ferre» и футболки от «Cavalli», у «Ariel» и «Tide»? Зато «Pepsi» вы предпочтете «Буратино», «Ferre» обсуждается несколько чаще и стоит несколько дороже продукции отечественной швейной фабрики «Вымпел», а «Tide» агрессивно переманивает поклонников «обычного порошка».
По информации энциклопедий, бренд — это «широко известное торговое имя компании, положительно влияющее на репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества товара или услуги». Иными словами, покупая бренд, мы платим за имя. Но выбирая шампунь для вьющихся волос или коробку сока, не каждый знает, что на выбор повлиял бренд-менеджер – настоящий ловкач, который стоит за каждой маркой и превращает ее имя в деньги.
Мера ответственности
Благо, что превратить в бренд можно все, что угодно – плоха та марка, которая не хочет стать торговой. А потому вакансий бренд-менеджера хватит на всех желающих, при условии обладания соискателем творческим началом, деловой хваткой и ответственностью. Последнее – чересчур важное качество, поскольку поле ответственности в этой области широко: бренд-менеджер отвечает за выбор облика товара, его характера, целевой аудитории и положительных ассоциаций, которые вызывает данная марка, и в некоторой степени тоже является его лицом. «Под менеджером часто подразумевают продажника, – утверждают представители кадровых агентств. – Да, он должен обладать этими качествами, знать другие бренды на рынке. Но бренд-менеджер продает не товар, а гарантии качества той марки, которую продвигает».
После разработки стратегии продвижения бренда на плечи специалиста ложится планирование бюджетной сетки и правильного распределения вверенных ему средств. «Неграмотно сделанный заказ или неправильное планирование может отразиться на дальнейших продажах и закончиться даже увольнением», – говорит бренд-менеджер Татьяна Кривощекова. В организациях, где стоимость компании можно приравнивать к стоимости бренда, ответственность ложится за бизнес в целом. А ошибка бренд-менеджера здесь может стоить миллионы.
Менеджмент отечественного производства
Но так было не всегда. В советское время тоже существовали бренды (духи «Красная Москва», водка «Столичная», автомобиль «Волга»), однако во времена дефицита не надо было никого убеждать покупать тот или иной товар. Лишь с возникновением рыночной конкуренции и необходимости рекламы, стоит отсчитывать возраст бренд-менеджмента в России.
И не стоит удивляться профессиональным трудностям. Понятно, что заставить покупателя выбрать продукцию определенной марки из череды подобных нелегко – приходится эксплуатировать возможности дизайна и рекламы. Именно отсюда появляются пресловутые, «не всегда полезные йогурты» и сравнения с «обычным порошком».
По данным американского Бюро по трудовой статистике, востребованность бренд-менеджеров, маркетологов и менеджеров по рекламе в ближайшие годы будет расти, и к 2012 году количество этих специалистов увеличится на 21–35%. |
Молодость отечественного бизнеса наделила бренд-менеджмент и специфическими особенностями. Например, смешивание функций: как ни печально, многие работодатели до сих пор не научились отличать бренд-менеджера от маркетолога, аналитика, пиар-менеджера, копирайтера и даже менеджера по продажам. И если в Европе или Америке эта отрасль подразумевает одно из двух: выведение марки на рынок или поддержание ее популярности, то в обязанности отечественного специалиста вполне могут входить функции вышеперечисленных профессий.
«В разных компаниях у одного и того же специалиста могут быть разные обязанности, – утверждает Евгения Рушенцева, руководитель отдела рекрутинга, кадрово-информационного центра «Линком-кадры». – Это объясняется тем, что, во-первых, работодатель может быть некомпетентен – называть одну должность, а подразумевать под ней другое. Во-вторых, есть работодатели, которые просто экономят деньги, принимая одного специалиста на две должности».
Делать карьеру – красиво
Карьеру бренд-менеджера лучше начинать как можно раньше – лучше в годы студенчества. И если работник окажется способным, то повышение не заставит себя ждать, и ассистент бренд-менеджера займет должность бренд-менеджера, далее следует главный бренд-менеджер, продакт-групп менеджер, продакт-лайн менеджер и, наконец, директор по маркетингу.
Кроме того, в процессе работы приходится и управлять производством, и руководить коллективом, и формировать вкусы потребителя, поэтому бренд-менеджмент – великолепная возможность научиться вести собственный бизнес.
Товар живет, как человек
Если, дочитав эту статью до конца, вы решили попробовать себя на поприще бренд-менеджмента, знайте: вас ожидают хорошие условия работы – многогранность и креативность, поездки за границу, общение с интересными, часто известными людьми, высокая зарплата. И помните про секрет успеха: вера в то, что товар, предлагаемый потребителю – действительно самый лучший. Тем самым менеджер вдыхает в него жизнь и становится автором его судьбы на рынке.
«Бренд-менеджер может не просто досконально разбираться в продукте, он будет этим жить, – говорит Евгения Рушенцева. – Эта профессия, где самое главное – творческая самореализация, становится смыслом жизни. Для специалиста продукт, который нравится людям, пользуется популярностью – это лучшая награда».